В 2020 году по различным аспектам защиты прав граждан в сфере оказания финансовых услуг поступило 376 обращений (из них 295 письменных обращения).
Большинство (65,9 %) обращений связано с вопросами по заключению/исполнению кредитных договоров; 19,5 % - с деятельностью страховых организаций; 11,3 % – микрофинансовых услуг; 6,1 % - с деятельностью платежных агентов.
Значительная часть поступивших обращений граждан содержит претензии имущественного характера, по данным обращениям Управлением даны разъяснения об имеющихся правах потребителей, механизме реализации предоставленных прав, в том числе о порядке привлечения Управления в гражданский процесс для дачи заключения по делу.
В 2020 году Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в отношении финансовых организаций, оказывающих услуги населению, вынесено 6 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них: в отношении банковских организаций - 4, страховых – 2 (из них 4 постановления по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и 2 постановлений по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основными нарушениями, выявленными в рамках проведения административных расследований в отношении финансовых организаций, явились:
- условия договора потребительского кредита предполагают право банка на бесспорное распоряжение денежными средствами заемщика на любых его счетах независимо от наличия или отсутствия законных оснований истребования и правильности размера истребуемой кредитной организацией денежных средств в счет исполнения любых его обязательств перед кредитором с любых счетов клиента.
- оказание финансовой организацией услуг, при отсутствии информации, обязательность предоставления которой потребителю предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
- текст условий договора потребительского кредита изложен мелким шрифтом, препятствующим доступности восприятия потребителем информации содержащейся в договоре, в том числе об оказываемой услуге.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» управлением Роспотребнадзора по Саратовской области дано 41 заключение по искам потребителей, из которых в 100,0 % случаях решения судов вынесены в пользу потребителей на сумму 1331,9 тысяч рублей.
Деятельность Управления по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг будет продолжена.
Для получения необходимых консультаций потребители могут обратиться в Управление по телефону «горячей линии» 8-800-100-18-58 или в отдел защиты прав потребителей по телефону 8-845-2-22-85-90.